Как начинающему соискателю отвечать на 5 самых популярных вопросов на собеседовании
Почему вы выбрали нашу компанию?
Чтобы не переборщить с похвалой, постарайся рационально подойти к подготовке: почитай публикации об этой компании, подумай над ее конкурентными преимуществами, найди в компании что-то, что бы тебя вдохновило, заинтересовало, побудило бы стать ее частью. Затем проанализируй, чем ты можешь быть полезен компании: профильным образованием, дипломной работой по производимой продукции или специфике рынка, схожими ценностями.
Расскажите о своих достижениях
Отвечая на этот вопрос, возьми за основу критерии, по которым тебя оценивают на текущем месте работы: привлечение ключевых клиентов, перевыполнение плана, успешные проекты и т.д.
Кроме того, работодатель может задать уточняющие вопросы. Например, вопрос «Как вы этого достигли?» говорит о желании рекрутера оценить компетенцию «Ориентация на результат». А вопрос «Приведите пример в цифрах» — это не профессиональный шпионаж, как в сердцах думают многие кандидаты, а желание работодателя узнать, как ты умеешь оперировать своими достижениями.
Если опыт пока небольшой, можно привести примеры из учебы, хобби или личной жизни. К примеру, тебя пять лет подряд выбирали старостой группы, или есть опыт организации студенческих мероприятий. Можно рассказать об участии в конференциях, особенно если вакансия связана с работой перед аудиторией. Если во время учебы тебе удавалось подрабатывать, расскажи об успешном совмещении этих важных занятий. Участие в стажировках, гранты, исследования, публикации, практика также не должны остаться без внимания.
Кем вы себя видите через 5 лет?
Задавая этот вопрос, работодатель хочет понять, удовлетворит ли эта работа твои карьерные ожидания. Порассуждай об этом, исходя из возможностей компании (масштаб, география, наличие разных отделов и направлений) и того, чего ты собираешься достичь, работая на предложенной позиции.
Назовите ваши сильные стороны
Прекрасно, если ты действительно их знаешь. Но некоторые люди стесняются себя хвалить. Чтобы ответить на этот вопрос, отталкивайся от самой вакансии: какие качества, по твоему мнению, там бы пригодились, и какими из них ты обладаешь? Этот вопрос провоцирует социально ожидаемые ответы, поэтому постарайся отойти от шаблона и каждому качеству дать «свою» окраску, подкрепив ее примером из практики. Например, вместо банальной фразы «Я ответственный человек» ты можешь сказать: «Я всегда соблюдаю договоренности и сроки».
О слабых сторонах упомянуть тоже придется, вряд ли получится предстать этаким нарциссом. Конечно, можно преподнести хорошее качество под соусом недостатка, но опытный HR-специалист очень быстро вычислит этот прием. Я рекомендую кандидатам найти в себе одно качество, над которым ему нужно работать, и рассказать об этом на собеседовании.
Почему мы должны взять именно вас?
В большинстве случаев это перефразированный вопрос о твоих компетенциях и мотивации. Возможно, ответов на предыдущие вопросы оказалось недостаточно или же менеджер хочет проверить твою способность реагировать на неудобные вопросы.
Я проанализировала множество ответов моих кандидатов, мнения знакомых и коллег. Кто-то на собеседовании растерян, у кого-то — повторяющиеся на каждом интервью вопросы вызывают агрессию, кто-то пытается отшутиться. Конечно, каждый кандидат по-своему уникален, всем соискателям кажется, что другого такого нет, но стоит помнить следующее: желание получить работу всегда должно быть выше желания съязвить в ответ на вопрос работодателя. Каким бы глупым и неэффективным он ни казался, он задается не зря, и практически в каждом скрыто желание оценить твою мотивацию. На собеседовании ты себя продаешь точно так же, как будешь продавать продукт компании. Именно поэтому тебя просят рассказать о себе, привести пример или сыграть кейс. Это не торги, не баттл, не стендап. Прошли те времена, когда компании «перекупали» сотрудников — соискателей сейчас в разы больше, чем предложений. Компании ищут мотивированных и заинтересованных в развитии сотрудников, знающих куда и зачем они идут.