Соцсети для карьериста: как создать себе имидж профессионала
7 мая 2019•
14 420
Представители некоторых профессий используют социальные сети каждый день: HR-специалисты, маркетологи, эксперты в области PR и контента. Это напрямую связано с их работой. Но чем могут быть полезны социальные сети финансисту, менеджеру по продажам, бухгалтеру, юристу, управленцу или, например, аналитику? Как развивать в соцсетях свой «личный бренд»? И не станет ли активность в социальных сетях помехой для карьеры?
Ирина Хоменко
карьерный консультант, руководитель HR-проектов
Алексей 10 лет проработал в известной иностранной компании. Пришел на позицию менеджера проектов, участвовал во внутренних конкурсах, получал повышения. Последние два года занимал должность директора представительства. И вдруг в одночасье карьера оказалась под угрозой.
«В декабре 2018 года у нас было большое собрание. Штаб-квартира приняла решение сократить 30% сотрудников в первом квартале, плюс урезала маркетинговый и рекламный бюджет, — рассказывает Алексей. — Есть риск, что вообще представительство будет закрыто. Я не публичный человек. Переживаю, как я буду опять выходить на рынок труда — конкуренция на вакансии топ-менеджеров очень высокая, а идти на понижение не хочется. Бренд моей компании пока на слуху, а вот меня никто не знает».
Кто-то использует соцсети исключительно для отдыха и развлечения и возмущается тем фактом, что рекрутеры проверяют личные страницы кандидатов в социальных сетях. А кто-то смотрит на социальные сети как на площадку, на которой можно развить свой личный бренд профессионала, и целенаправленно работает над этим. Второй подход очень выручает в таких ситуациях, как у Алексея. Работа над своим образом в социальных сетях не занимает много времени, зато избавляет от проблемы «меня никто не знает». Вот как это работает.
Семь причин быть «в Сети»
Активность в социальных сетях позволяет:
Делиться опытом и знаниями. Во-первых, это полезное занятие для анализа своего опыта. Когда вы пишете пост про решение той или иной профессиональной проблемы, задачи, вы переосмысливаете рабочую ситуацию. А когда отвечаете на комментарии по делу — пропускаете свой опыт через призму других мнений, а значит, «прокачиваете» свой профессионализм. Во-вторых, регулярные посты на профессиональную тематику как раз и создают тот самый личный бренд — образ профессионала и постепенно делают вас известным в деловом сообществе. Подписчики будут делиться вашими удачными постами, тем самым привлекая к вам новых подписчиков из числа ваших коллег.
Поддерживать старые и выстраивать новые связи. Соцсети позволяют поддерживать полезные отношения с бывшими коллегами, однокурсниками и заводить новые знакомства в вашем профессиональном кругу, а также с журналистами, которые пишут на вашу профессиональную тематику и могут обращаться к вам за экспертными комментариями в прессе, с организаторами деловых мероприятий. Американский социолог Марк Грановеттер описал концепцию силы слабых связей. Грановеттер полагает, что наиболее полезными и выгодными в межличностном общении оказываются так называемые слабые связи, а не сильные. Это явление социолог объясняет тем, что через сильные связи (в силу их информационной избыточности) люди обмениваются ограниченным объемом данных или ресурсов. Проще говоря, с гораздо большей вероятностью можно получить интересное предложение о работе от знакомого, с которым вы один раз увиделись на тематическом тренинге, чем от друга, с которым вы общаетесь с детского сада.
Находить будущих сотрудников и коллег. Это актуально для тех, кто занимает управленческие должности и периодически ищет людей в свою команду. Социальные сети успешно выступают дополнительным каналом для поиска сотрудников, многие руководители делятся в своих личных аккаунтах ссылками на открытые у них вакансии, сопровождая их неформальными и подробными пояснениями об условиях работы, коллективе. Согласно исследованию компании Edelman, обычному рядовому работнику доверяют в два раза больше, чем СЕО компании, в вопросах атмосферы внутри компании. Социальные сети помогают находить людей, схожих с вами по ценностям и подходам к работе, а значит, сокращают время на поиск нужного сотрудника.
Получать приглашения на деловые мероприятия. Если ваш профиль в социальной сети оформлен как деловой и профессиональный, то есть указаны ваша профессия, место работы, вы регулярно делитесь событиями из своей профессиональной жизни, комментируете публикации в профессиональных сообществах, вы привлечете внимание организаторов конференций, деловых завтраков, семинаров. Чем более заметной фигурой вы будете становиться в профессиональном сообществе, тем больше шансов получить приглашение не просто в качестве участника, но в качестве спикера. А это, в свою очередь, поднимает вас на более высокий экспертный уровень и привлекает к вам больше внимания потенциальных работодателей.
Привлекать внимание рекрутеров. Профиль в социальной сети — ваша визитная карточка. Если вы работаете над своей страницей, как описано в предыдущих пунктах, ее по достоинству оценят рекрутеры, получив от вас отклик на вакансию. Но вполне возможно, что вам даже не придется заниматься поиском вакансий и вы начнете периодически получать предложения о работе от специалистов, которые занимаются «штучным» подбором высокопрофессиональных кадров — правильная активность в социальных сетях вкупе с хорошим багажом в виде профессионального опыта, перечнем солидных работодателей за плечами, интересных реализованных проектов, о которых вы рассказываете, привлечет их внимание.
«Отстраиваться» от бренда компании-работодателя. Люди, которые не используют социальные сети в профессиональных целях, лишают себя преимуществ на случай, если придется искать новую работу.
«Я всегда считала, что не стоит тратить время на соцсети. Всё изменилось, когда мне сообщили о сокращении. Я долго искала новую работу, и один из карьерных консультантов посоветовал обновить мои страницы в соцсетях. Это помогло. Теперь даже в плотном графике я выкраиваю время, чтобы поделиться у себя в профиле чем-нибудь полезным по моей профессии — о принципах формирования KPI или о том, с чего стоит начинать автоматизацию», — рассказывает Алена, финансовый менеджер.
Находить клиентов. Речь не только о тех, у кого в социальных сетях указана в статусе «работа не по найму» (предпринимательство, фриланс). Если в силу должности вы отвечаете за развитие бизнеса и построение отношений с клиентами, то образ профессионала в социальных сетях поможет вам быстрее налаживать нужные контакты.
Осторожно: соцсети не для всех
Эксперты в области формирования личного бренда предупреждают, что осознанно использовать социальные сети получается далеко не у всех. При этом цена ошибки велика: всё чаще случается, что одна необдуманная фраза в посте в соцсетях стоит человеку карьеры.
«Не всем и не всегда надо строить свой личный бренд в публичном пространстве, потому что его наличие накладывает на человека определенные обязательства, — говорит Наталья Рушкевич, генеральный директор Центра управления проектами компании PRHR. — Публичность может навредить людям, которые занимают топовые позиции в некоторых сферах бизнеса или в определенных структурах. Молчание и полная закрытость — тоже стиль коммуникации, который имеет свои преимущества в некоторых ситуациях. Из своей практики могу сказать, что некоторым людям строить свой личный бренд в публичном пространстве вообще категорически противопоказано, так как они не владеют базовыми принципами информационной гигиены и не понимают, как устроены социальные сети. Одной неосторожной фразой человек может навредить себе, своей семье, своему бизнесу и бизнесу партнеров».
Если ваша работа связана с представительскими функциями, важно время от времени проходить специальное обучение по антикризисным коммуникациям и информационной гигиене, в том числе в соцсетях.
Информационная гигиена и другие полезные правила для жизни в соцсетях
Развитие профессионального профиля в социальных сетях требует определенных навыков и практики. Ниже приведено несколько простых принципов, которые помогут построить эту работу и избежать опасных ошибок.
Узнайте о правилах PR-коммуникаций в вашей компании. Некоторые работодатели просят сотрудников воздержаться от упоминания работодателя в своем профиле либо согласовывать с PR-службой тексты публикаций на рабочую или общественно значимую тематику. Это делается для того, чтобы высказывание сотрудника по какому-либо вопросу не противоречило официальной позиции компании, потому что мнение отдельного сотрудника, особенно если у него не рядовая роль, зачастую принимают за трансляцию мнения компании, в которой он работает.
Допустим, для развития личного бренда эксперта и для рабочих коммуникаций через соцсети вам важно указать в профиле место работы. Правил поведения сотрудников в социальных сетях в вашей компании нет. Такая ситуация у большинства: по данным опроса, проведенного на hh.ru в марте 2019 года, такие правила, официальные или хотя бы в формате неофициальных рекомендаций, приняты только у 24% работодателей. Означает ли отсутствие правил, что вы абсолютно свободны в своих публикациях? Формально — да. Фактически же вы всё равно несете репутационные риски. Поэтому перед публикацией каждого поста задайте себе вопрос: «Может ли то, что я напишу, негативно повлиять на мою компанию?». Если ответ — «да», лучше от такой публикации воздержаться.
Помните о коммерческой тайне, охране частной жизни и простой этике. Потенциально опасные темы для публикаций — любая информация о поставщиках, клиентах, управленческих решениях, внутренних конфликтах, обсуждение каких-либо персон за их спинами.
Избегайте дискуссий на заведомо «холиварные», то есть конфликтные и скандальные темы — политика, религия, гендерные стереотипы, так как это может быть истолковано не в вашу пользу и в результате повредить и вам, и компании, в которой вы работаете.
Если правила вашей компании это позволяют, максимально подробно заполните свой профиль — фамилия и имя, название компании-работодателя, должность, прежние места работы, если они придают вам профессионального авторитета. Фото к профилю выберите качественное, в деловом стиле либо нейтральное. Ваше лицо на нем должно быть узнаваемым — ведь ваша цель стать известной персоной в профессиональном кругу. Если вы будете посещать деловые мероприятия, знакомые по соцсетям будут узнавать вас по фотографии и подходить для офлайн-знакомства.
Вступайте в значимые профессиональные сообщества (профильные группы) в социальных сетях, чтобы участвовать в дискуссиях и оставлять комментарии по насущным вопросам. Общение в группах — действенный способ привлечь новых знакомых и подписчиков, работающих с вами в одной отрасли, рекрутеров, журналистов.
Делитесь на своей странице чем-то полезным по профессиональной тематике — рассказывайте о книгах, которые прочитали, интересных докладах, которые услышали на деловых мероприятиях, собственным обобщенным опытом (чек-листы, слайды презентаций, которые вы готовили для публичных докладов, полезные кейсы из практики, но без подробностей, которые нарушают коммерческую тайну либо требования этики). В эпоху тотального информационного шума все большую ценность приобретают выжимки из полезного контента.
По возможности регистрируйтесь на самые значимые конференции и иные тематические мероприятия, которые будут попадаться в социальных сетях. Это продолжение вашего нетворкинга (деловых связей).
Частый вопрос от тех, кто только начинает развивать личную страницу в соцсетях для укрепления образа профессионала: «Что же, теперь писать только про работу, а про семью, хобби, путешествия, да просто про то, что волнует за пределами работы, нельзя? И никаких фото в купальнике?». Темы «не только про работу» деловому имиджу не повредят, если они будут дозированными и вы будете подходить к их содержанию очень взвешенно. Прежде чем что-то публиковать, постарайтесь взглянуть на этот текст или фото глазами вашего начальника, клиента или незнакомого лично, но очень уважаемого в вашем профессиональном кругу коллеги. Или задайте себе простой вопрос: вы бы стали рассказывать об этом новым знакомым, например, за чашечкой кофе на деловом завтраке, или сочли бы неуместным?
В Facebook, например, стоит использовать систему настроек: показ наиболее личных публикаций настраивать только на близких друзей и, добавляя новых друзей, следить за тем, в какую категорию для видимости публикаций вы их включаете.